Мероприятия по профилактике алкогольной зависимости

Все о методах профилактики алкоголизма

Профилактика алкоголизма — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования болезненного физического и психологического привыкания к алкоголю. Необходимо устранить все факторы риска развития заболевания, доказательно разъяснить вред, который наносит организму употребление пива, водки, столовых вин. Особенно эффективна профилактика алкогольной зависимости среди молодых людей. В этом возрасте спиртные напитки еще не стали частью привычного образа жизни, своеобразной заменой положительных эмоций — радости, счастья, любви к близким.

Основные задачи профилактики алкоголизма

Чем выше уровень жизни населения, тем более распространена алкогольная зависимость. По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 140 миллионов людей, регулярно употребляющих спиртные напитки. Все заболевания, включая алкоголизм, легче предупредить, чем долго лечить их вместе с уже возникшими осложнениями. Поэтому так много внимания в последнее время уделяется именно проведению профилактических мероприятий в школах, колледжах и институтах, больничных учреждениях. Их основная задача — формирование негативного отношения человека к алкоголю любой крепости.

Принципы профилактики алкоголизма

Эта болезнь развивается постепенно. К провоцирующим факторам относятся особенности психики, социальное окружение, национальные и семейные традиции, генетическая предрасположенность. У детей злоупотребляющими спиртными напитками людей намного больше шансов стать алкоголиками, чем у непьющих родителей. При определении методов профилактики обязательно учитываются все факторы, предрасполагающие к возникновению зависимости:

  • наличие проблем с физическим здоровьем, психоэмоциональная нестабильность;
  • неспособность противостоять давлению окружающих людей, склоняющих к употреблению алкоголя;
  • особенности личности, например, низкий интеллект, неуверенность в собственных силах, мрачное видение жизненных перспектив;
  • постоянные бытовые конфликты, стремление как можно меньше находиться дома среди членов семьи;
  • относительно низкий уровень жизни, постоянная нехватка денег;
  • плохая успеваемость, частые конфликты со сверстниками у подростков;
  • отсутствие карьерного роста, неспособность обеспечить семью.

Во время проведения профилактики алкоголизма обязательно используются убедительные доводы для поднятия самооценки. Упор делается на возможность получения, как основного, так и дополнительного образования. Это позволит повысить доходы, путешествовать, заниматься любимым хобби. Людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации будет предложена необходимая помощь, в том числе психологическая.

Виды профилактики алкоголизма

Основные виды профилактики алкоголизма — первичная, вторичная, третичная. Последняя используется для предупреждения срывов у людей, успешно прошедших медикаментозное лечение. Им помогают разработать альтернативные программы для досуга, например, посещение спортивного зала, формируют желание и дальше придерживаться здорового образа жизни.

Вторичной профилактикой называется комплекс мероприятий среди взрослых, направленных на снижение тяги к спиртному у уже пьющих людей, независимо от уровня деградации личности. Они склонны оправдывать свою потребность в алкоголе, перекладывают ответственность за свое пьянство на членов семьи или начальство. Требуется сломать эти стереотипы, помочь человеку самостоятельно принять решение бросить пить.

Первичные профилактические меры применяются среди детей и подростков. Многие из них еще не употребляли алкоголь, поэтому убедительные доказательства его вреда способны внушить к нему отвращение. Решение этой задачи только кажется легким. В любое время могут внести коррективы провоцирующие факторы — давление авторитарных сверстников или сложности в общении с родителями.

Первичная профилактика алкоголизма

Среди подростков проводятся беседы о вреде алкоголизма в стенах учебных учреждений. Особенно эффективны просмотры видеоматериалов о постепенно развивающихся осложнениях. В них наглядно изложено воздействие метаболитов этилового спирта, особенно ацетальдегида, на внутренние органы — печень, почки желудок. Печальными последствиями их разрушения становится цирроз, жировая дистрофия, необратимое поражение поджелудочной железы, мужское и женское бесплодие.

Полезны и встречи с бывшими алкоголиками, которые смогли победить прочно сформировавшуюся зависимость от спиртного. Они делятся с детьми и подростками трудностями всех этапов лечения, проблемами, возникающими уже в период ведения здорового образа жизни. Бывшие алкоголики призывают молодежь не повторять их ошибок, не тратить самые активные, продуктивные годы на бессмысленное распитие спиртных напитков. Чтобы у подростков возникло крайне негативное отношение к алкоголю, часто достаточно применение следующих профилактических методов:

  • побуждение к самосовершенствованию, осознание целей в жизни и способов их достижения. Это может быть служба в армии и дальнейший карьерный рост, поступление в колледж или ВУЗ для приобретения желаемой специальности;
  • устранение факторов, провоцирующих тягу к спиртному. Подростки начинают чаще пить на фоне проблем в семье или школе, поэтому целесообразны встречи и беседы с родителями или педагогами;
  • необходимая поддержка со стороны социального окружения. Если подросток стал приходить на занятия или спортивные тренировки с запахом алкоголя, то требуется проведение беседы с ним и родителями, разрешение возникшего конфликта.

Особенно подвержены развитию заболевания молодые люди, которых легко взять «на слабо». Достаточно нескольких месяцев постоянного употребления алкогольных напитков под давлением сверстников, чтобы образовалась прочная ложная взаимосвязь между распитием спиртного и уважением окружающих. Чтобы разорвать ее требуется консультация подростка с психологом, активное участие всех членов семьи и учителей.

Вторичная профилактика алкоголизма

Вторичная профилактика алкоголизма — комплекс методов, помогающих стимулировать пьющего человека отказаться от употребления вина, пива, водки. При необходимости ему будет предложено лечение в домашних условиях или стенах больничного учреждения. Сложности в проведении таких предупреждающих мер заключаются в негативном изменении личности человека, потери им самоконтроля, неспособности объективной оценки пагубности вредной привычки. Очень часто он не признает себя алкоголиком, оправдывает свою потребность в приеме этилового спирта ссорами с близкими, проблемами на работе, стрессовыми или депрессивными состояниями, усталостью. В таких случаях не обойтись без помощи членов семьи. Они настаивают, чтобы больной алкоголизмом попробовал такие способы терапии и оценил их эффективность:

  • детоксикация. Для очищения организма от метаболитов этанола используются лекарственные средства, которые связывают их, а затем выводят при каждом опорожнении кишечника и мочевого пузыря. После эвакуации продуктов распада этилового спирта физическая и умственная работоспособность человека значительно повышается. Это может подвигнуть его на полный отказ от спиртного;
  • реабилитационные программы. Больным рекомендованы групповые занятия с психологами. В процессе бесед и консультаций наблюдается постепенное формирование отвращения к употреблению спиртных напитков;
  • основы социального моделирования. Для алкоголизма характерно не только ухудшение физического здоровья, но и прогрессирующая психическая деградация. Больные утрачивают навыки обращения с другими людьми, отталкивая их агрессивностью, равнодушием, неспособностью сопереживания. Во время посещения занятий больных обучают основам коммуникации с учетом стадии и формы заболевания.

Таким образом, вторичная профилактика алкоголизма проводится и среди больных, и среди членов их семьи. Обязательно принимается во внимание частая, прочно сформировавшаяся «созависимость» родственников. С течением времени они начинают оправдывать пьющего человека, находят выгоды в таком сосуществовании с ним. Целесообразно на начальном этапе беседовать именно с родителями, женами, мужьями больных алкоголизмов, мобилизовать их на совместную борьбу с тяжелой патологией.

Третичная профилактика алкоголизма

Главная цель третичной профилактики алкоголизма — помочь вылечившемуся человеку адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Ранее он быстро избавлялся от всех проблем употреблением очередной дозы спиртного. Теперь для решения задач нужно прилагать усилия — искать подходы к близким, больше работать, при необходимости приобрести дополнительное образование.

Если человек испугается возникших трудностей, то может возникнуть срыв. Он начнет пить или уйдет в запой, пустит насмарку все результаты длительного и успешного медикаментозного лечения. Не допустить развития событий по такому негативному сценарию позволяют беседы с психологом, посещение занятий «анонимных алкоголиков». Какие виды и методы профилактики помогут избежать срывов:

  • не держать дома никаких спиртных напитков;
  • не позволять себе употребления даже минимальных доз алкоголя, надеясь на самоконтроль;
  • не поддаваться уговорам окружающих, убеждающих в пользе небольшого количества вина или водки;
  • проводить больше времени с родственниками, постепенно восстанавливать испорченные годами пьянства отношения;
  • если на работе традиционны частые обязательные корпоративы, сменить место службы;
  • не посещать мероприятия, в том числе семейные торжества, на которых алкоголь льется рекой, а окружающие постоянно настаивают «пригубить»;
  • вернуться к прежнему хобби или приобрести новое;
  • заняться восстановлением здоровья — посещать спортивный зал и плавательный бассейн, сауну, баню
  • принимать фармакологические препараты с витаминами, микро- и макроэлементами, аминокислотами.
Читать еще:  Способы облегчения похмелья и признаки синдрома

Повышенная тревожность — один из факторов, побуждающих человека выпивать. Так как в обществе постоянно случаются различные катаклизмы, происходят трагедии, то поводов для злоупотребления более, чем достаточно. Из-за повышенной тревожности, в том числе беспокойство за дальнейшую жизнь без алкоголя, может произойти срыв. В этом случае хорошей профилактической мерой становится прием легких успокоительных средств без этанола.

Наркологи утверждают, что длительная ремиссия возможна при активном желании больного отказаться от приема спиртных напитков. Именно это и становится основной задачей профилактики алкоголизма — формирование психологического отвращения к пиву, водки вину, непереносимость их вкуса и запаха. А избавиться от физической зависимости позволит прием фармакологических препаратов.

Посмотрите видео:

Мероприятия по профилактике алкогольной зависимости

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас объем потребления спиртных напитков в мире выражается огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.

Профилактика зависимости от алкоголя — одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной противоалкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма — общегосударственная задача, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, социологов, психологов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций.

Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, родителей и учащихся. При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм как заболевание от пьянства как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

Профилактика зависимости от алкоголя может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика включает мероприятия, направленные на своевременное предупреждение причин алкоголизма задолго до того, как они могут появиться. Младший и средний возраст человека – наиболее оптимальный период с точки зрения формирования антиалкогольных установок.

Первичная профилактика алкоголизма имеет це­лью предотвратить возникновение нарушения или болезни, пре­дупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими пу­тями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные измене­ния в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с кото­рой он взаимодействует; б) направление процесса осознания ин­дивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных про­явлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адап­тационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресур­сов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска алкоголизации с целью их умень­шения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, не­специфической, использующей преимущественно педагогичес­кие, психологические и социальные влияния. Ее воздействия на­правлены на подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избежания патологических исходов, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развиваю­щихся процессов на другие. Сформировав активный, функцио­нальный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укре­пить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные ре­зультаты.

Первичная профилактика алкоголизма прово­дится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия — информирование населения о пси­хоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, пси­хику и поведение человека) и формирование мотивации на эф­фективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия — дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешколь­ные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, не имеющие родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

Вторая стратегия — формирование мотивации на соци­альноподдерживающее поведение.

Контингенты воздействия — семья (родители); учителя; дети, подростки в школьных коллективах и вне их; дети, не посещаю­щие школу; дети, не имеющие семьи и постоянного места жи­тельства.

Третья стратегия — развитие протективных факторов здо­рового социально эффективного поведения.

Контингенты воздействия — дети, подростки, молодежь в учеб­ных заведениях и вне их; учителя; родители (семья).

Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемо­го психоактивного вещества.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь в учеб­ных коллективах и вне их; учителя; родители (семья).

В приведенных выше стратегиях используются специальные тех­нологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилак­тики:

— воздействие средств массовой информации;

— использование альтернативных употреблению алкоголя программ детско-подростковой и молодежной активности;

— создание социальноподдерживающих систем (социаль­ные службы, клубы, молодежные просоциальные организации и т.д.);

— проведение антиалкогольных мотивационных акций;

— организация деятельности социальных работников и волон­теров;

— деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

— развитие личностных ресурсов;

— формирование социальной и персональной компетентности;

— развитие адаптивных стратегий поведения;

— формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществля­ются посредством определения генетических и биологических мар­керов поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, про­являющих поведение риска — социального резерва роста заболе­ваемости алкоголизмом, определяет поле воздей­ствия вторичной профилактики.

Вторичная профилактика имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь. Сюда входит ранняя диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами акоголизации, предложение широкой психологической помощи (клиническая беседа, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего).

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика алкоголизма осуще­ствляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь груп­пы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм по­ведения на адаптивные.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь груп­пы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Третья стратегия — формирование и развитие социаль­ноподдерживающей сети.

Контингенты воздействия — дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

— формирование мотивации на полное прекращение употреб­ления алкоголя, если оно имеет место;

— формирование мотивации на изменение поведения.

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

— осознание формирующейся зависимости от алкоголя как проблемы личности;

Читать еще:  Можно ли пить алкоголь при месячных?

— анализ, осознание и развитие личностных ресур­сов преодоления проблемы формирующейся зависимости от пси­хоактивных веществ. Развитие Я-концепции, приня­тие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его послед­ствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереоти­пов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению алкогольной среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физи­ческого и психического развития, биохимического и физиологи­ческого равновесия.

Третичная профилактика касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма. Этой цели служат образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация психологических консультаций для выздоравливающих.

Третичная профилактика алкоголизма направ­лена на восстановление личности и ее эффективного функциони­рования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направле­ние третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов полностью отказаться от него.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем пер­вичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздей­ствия определяется необходимостью замены патологических зве­ньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилакти­ки основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивиду­ального подхода и направлен на предупреждение перехода сфор­мированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие прове­дения третичной профилактики.

Третичная профилактика алкоголизма осуще­ствляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения, включение в лечение, прекращение употребле­ния алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя. В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Третья стратегия — осознание ценностей личности.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя.

Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и соци­альной компетентности.

Контингенты воздействия — лица, зависимые от алкоголя.

Шестая стратегия — формирование и развитие социаль­ноподдерживающей сети.

Контингенты воздействия — члены семьи, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

— формирование социальноподдерживающей и развивающей среды;

— формирование мотивации на изменение поведения, прекра­щение употребления психоактивных веществ и постоянное под­держание процесса продвижения к здоровью.

— осознание личных целей и путей их достижения;

— осознание влечения и зависимости;

— изменение жизненного стиля в целом;

— развитие коммуникативной и социальной компетентности;

— развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофар­макологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физи­ологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в об­ществе, разделяются на ряд направлений:

— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

— профилактика в организованных общественных группах на­селения;

— профилактика с помощью средств массовой информации;

— профилактика, направленная на группы риска в учебных за­ведениях и вне их;

— систематическая подготовка специалистов в области профи­лактики;

— мотивационная профилактическая работа;

— профилактика последствий, связанных с употреблением пси­хоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактиче­ские программы, о которых будет рассказано ниже.

План мероприятий по профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимостей среди несовершеннолетних на 2016 год

МО «Сарапульский район»

по профилактике алкогольной, наркотической

и токсической зависимостей среди несовершеннолетних

Ответственный за проведение

1. Нормативно – правовая деятельность

Рассмотрение и утверждение плана мероприятий по профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимостей среди несовершеннолетних на 2016 год

Субъекты системы профилактики

Секретарь КДН и ЗП

Рассмотрение плана работы КДН и ЗП на 2016 г.

Председатель КДН и ЗП

2. Организационно – практическая деятельность

¾ «О наркотиках и наркомании»;

¾ «Проблемы здоровья наркоманов»;

¾ «Уголовная ответственность»;
«Улица, подросток»;

¾ «Скажем наркотикам «Нет!»

¾ «Привычки. Их влияние на организм»;

¾ «От вредной привычки к болезни всего один шаг»;

¾ «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»;

¾ «Влияние алкоголя на детский организм»;

Всероссийская антинаркотическая акция «За здоровье и безопасность наших детей»

Управление образования. Образовательные учреждения

Проведение мероприятий, приуроченных к «Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом»:

Отдел молодежной политики

Всероссийский интернет – урок «Имею право знать!»

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью»

Проведение смотра – конкурса среди детских и молодежных клубов по формированию ЗОЖ «Пока молодой»

Декада здоровья – проведение спортивных мероприятий

Лекции для учащихся с приглашением специалистов «Проблемы подросткового алкоголизма», «Наркомания», «СПИД»

Месячник пропаганды здорового образа жизни

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Декада «Школа без табачного дыма»

Районный фестиваль волонтеров

Управление образования, МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Конкурс фоторабот и видео презентаций «Сохранить себе жизнь»

Спартакиада школьников Сарапульского района (15 мероприятий)

Сектор по ФК и спорту

Спартакиада младших школьников Сарапульского района (5 мероприятий)

Сектор по ФК и спорту

Спартакиада среди воспитанников ДОУ Сарапульского района «Малыши открывают спорт» (5 мероприятий)

Сектор по ФК и спорту

Республиканская акция «Стоп сигарета»

Управление образования, образовательные учреждения

Месячник «Удмуртия против наркотиков»

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Фестиваль молодежной уличной культуры «Урбания»

Международный день борьбы с наркоманией:

¾ Проведение конкурса онлайн плакатов

Отдел молодежной политики,

Конкурс плакатов «Здоровым быть модно», размещение в общественных местах

Демонстрация видеоролика «Я сюда больше не вернусь» к Дню трезвости и борьбы с алкоголизмом

Проведение беседы «О вреде курительных смесей»

Тестирование среди детей и подростков «Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников»

Районная олимпиада исследовательских работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Районный конкурс среди образовательных учреждений «Система работы по предупреждению зависимости от психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни»

МБОУДОД СРЭБЦ, образовательные учреждения

Международный день борьбы со СПИДом:

Отдел молодежной политики

Проведение лекций, бесед, показ видеороликов в организованных коллективах детей

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Тематические выставки книг по проблемам ЗОЖ, наркомании, табакокурения, СПИДа и т. д.

Образовательные учреждения, завучи по внеклассной работе, заведующие медиатекой

Конкурс «Самый здоровый класс»

3. Инструктивно – практическая деятельность

Оформление уголков «Здоровья» в лечебно – профилактических учреждениях района по профилактике и раннему выявлению алкогольной, наркотической и токсической зависимости, пропаганде ЗОЖ

БУЗ УР «Сарапульская РБ МЗ УР»

Социальная рекламная кампания по профилактике ксенофобии и экстремизму:

Отдел молодежной политики

Проведение учебы с медицинскими работниками района по вопросам профилактики, раннего выявления, оказания неотложной и скорой медицинской помощи при алкогольной, наркотической и токсической зависимости

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Обучение социальных педагогов, классных руководителей, психологов школ по вопросам ранней диагностики потребления психоактивных веществ, организации профилактики

Работа волонтерских отрядов (ровесник – ровеснику) по темам: Алкоголизм, наркомания

Проведение ежегодных родительских собраний «Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей»,

«Роль семьи в профилактике алкоголизации, наркомании и СПИДа»

Проведение смотра – конкурса на лучший санбюллетень на тему:

¾ «Правда и ложь об алкоголе»;

¾ «Дети и алкоголь»;

¾ «Мифы и правда о наркотиках»;

¾ «Ты попал в беду»;

¾ «Мы выбираем здоровый образ жизни»

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Пропаганда спорта, здорового образа жизни: участие в спартакиаде среди медицинских работников «Здоровье».

Участие в сельских спортивных играх

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Изготовление буклетов для детей и подростков «Спасибо, нет!»

Читать еще:  Мисо суп в домашних условиях – 3 рецепта

Изготовление буклетов по рекомендациям для родителей по раннему выявлению вредных привычек у детей и подростков

Подготовка и размещение информации по пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления наркотических и психотропных средств в сети Интернет на странице официального сайта МО «Сарапульский район»

БУЗ УР «СРБ МЗ УР»

Работа наркопостов в образовательных учреждениях

4 образовательных учреждения Сарапульского района

4. Индивидуальная профилактическая работа с отдельными категориями граждан

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Как сказать «нет»;

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 62

Разработка мероприятия по профилактике алкоголизма среди учащихся

Выполнино: социальным педагогом
школы № 62
Сныровой Г.К.

Нижний Новгород, 2012 года

1.Ритуал приветствия
1.1 Разминка
2. Актуализация цели проводимого мероприятия
3.Принятие правил группы
4.Тренинг
5. Продвинутая лекция с использованием информационных технологий
6. Мозговой штурм
7. Ролевая Игра
8 Итоговый тест
9 Ритуал прощания

Профилактика алкоголизма среди учащихся

Цель: снижение риска приобщения учащихся к употреблению спиртных напитков.
Задачи:
1. создать атмосферу доверия, взаимного уважения и взаимопонимания группы;
2.дать правдивую информацию о спиртных напитках, последствия их употребления и влияния на все сферы жизни человека;
3. Отработка навыка умения сказать «нет» в ситуациях, когда подростку предлагают спиртное.

Используемые формы работы:

Дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, тренинг по тренировке технологии «отказа».
Ход занятия
1. Приветствие

Ребята сидят в круге.
Ведущий предлагает ученикам разделиться на две группы «европейцев», «японцев».
Инструкция:
Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются.
Это упражнение способствует положительному эмоциональному настрою, заряжает группу положительной энергией.
1.2. Разминка.
Упражнение на сплочённость группы.
Ведущий предлагает ребятам разминку на тему: «В чём мне повезло в этой жизни?»
Инструкция:
Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам. В течение двух минут рассказать своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через две минуты поменяться ролями.
После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями, обсуждение.
это упражнение помимо собственной ценности, повышает уровень жизненного оптимизма, создаёт хороший настрой на работу.

2. Актуализация цели проводимого мероприятия.
Ведущий: «Ребята, мы встретились для того, чтобы вместе с Вами поразмыслить над теми проблемами, которые есть в нашей жизни, вместе с Вами найти пути их разрешения. За время занятия Вы лучше узнаете самих себя, сможете принять правильное решение и противостоять предложению о принятии алкоголя.

3. Принятие правил работы группы в группе.

Правила группы.
(правила написаны на плакате).
1. Давать возможность высказаться.
2. Каждый говорит от своего имени.
3. Безоценочность и уважение.
4. Активность.
5. Правило «Стоп».
6. Правило обратной связи.
7. Здесь и сейчас.
8. Слова не переходят в действие.

Основные правила работы ведущего в группе:
-поддерживать самооценку участников;
— создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и принятия друг друга;
— обеспечить безопасность самораскрытия детей.
4. Тренинг

Ведущий: «Ребята, Вы наверное не раз сталкивались с людьми, которые употребляют алкоголь. Вспомните и назовите те чувства, которые Вы испытываете, сталкиваясь с такими людьми».

Задание: Выбираем секретаря, выписываем на доску утверждение детей.
На доске: жалость, страх, злость, бессилие, ненависть, и так далее (предлагаемые ответы учащихся).

Чувства, перечисленные Вами противоречивы. Одни относятся к пьющим людям, как к больным, другие как к преступникам. Давайте вместе с вами обсудим, что знаете о последствиях употребления алкоголя.

5. Продвинутая лекция с использованием информационных технологий.

Ведущий: Рассмотрите этот набор фотографий, изображающих людей находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий дополняет и обобщает информацию.

Последствия употребления алкоголя:
1.Социальные:
ДТП, потеря работы, распад семьи, преступления

2. Органические последствия:
Дети, рожденные от алкоголиков, имеют следующие патологии:
умственное недоразвитие, отставание в массе тела, болезни сердца, анемия костей и суставов.

Цирроз печени – это омертвление клеток печеночной ткани, в 70% Алкогольного происхождения.

Воздействие на головной мозг.
Снижение мыслительной способности.

Суициды – каждое пятое самоубийство на почве пьянства.

Деградация личности – раздражительность, злость, агрессивность, безответственность.

4.Псевдоположительные эффекты:
успокоение, расслабление, подъём настроения.

5.Псевдолечебный эффект
в результате расширения сосудов возникает кратковременное согревания организма, при этом идет избыточная отдача тепла в окружающую среду с последующим переохлаждением.

Признаки формирования болезни:

1.расширения круга поводов для выпивки;
2.нарастание частоты выпивок;
3.ослабление ситуационного контроля;
4. Рост личной переносимости дозы алкоголя от 50-100 мл. водки до 300-400 мл. т.е. минимум в 5 раз;
5. утрата защитного рефлекса на возросшую дозу спиртного;
6. утренняя забывчивость;
7. усилия симптомов плохого самочувствия на следующее утро после выпивки;
8. Смертельная доза для взрослых 6-8 грамм на 1 килограмм веса, для ребёнка 1-2 грамма на 1 килограмм веса.

Болезнь – зависимость – возникает в связи с систематическим потреблением алкоголя, проявляется запоями, обязательным опохмелением. При отмене вина появляется дискомфорт, депрессия с потребностью вновь выпить, самостоятельно без алкоголя человек не может успокоиться.

Инструкция.
Ведущий предлагает учащимся выявить причины употребления спиртных напитков сверстниками.

Ребята свободно высказываются по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь.
Секретарь фиксирует на доске ответы.
ведущий поощряет активность всех учащихся.
Примерные ответы:
— человек употребляет алкоголь потому, что это помогает ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции и так далее.

Ведущий подводит итог и делает обобщение. Вопросы ведущего: Что было трудно? Были сделаны какие-то открытия? В ходе обсуждения главное внимание обращается на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя? Если другие способы достичь того же эффекта? Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Это же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещение дискотеки, разговора с другом и так далее.

Ролевая игра направлена на отработку навыка сказать «нет».

Двое желающих принимают на себя роли, юноша и девушка встретились на квартире у молодого человека, пока родителей нет дома. Уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется симпатия. Продолжительность такого взаимодействия 10-15 минут. По окончанию игры остальные участники дают «обратную связь» девушке, которая отказывалась, с целью выявить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно. Обсуждение вопроса: «Что из полученного во время игры опыта Вы перенесли бы в свою жизнь и как?»
Игры служат развитию самостоятельности, подкрепляют уверенность в собственных силах. Игры предполагают апробирование нового для себя в данной ситуации.

8. Итоговый тест.

Ребята заполняют тест «Миф и реальность об алкоголе».

Ведущий: Ребята жизнь достаточно сложна, в ней возникают ситуации, в которых Вы должны сказать «нет» алкоголю. Я надеюсь, что Вы выберете здоровье, а значит жизнь.

9. Ритуал прощания.

В заключение тренинга Участники в общем круге тесно держаться за плечи друг друга. Смотрят друг на друга и воспринимают своё сплочение. Далее круг с минуту раскачивается вправо-влево. В конце все хором произносят по команде ведущего «Молодцы!» «До свидания».

1.Моисеев А.П., Добролюбов А.В., Куковенко Е.П., Левицкая Е.А. Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков.
Методическое пособие для социальных педагогов. Н. Новгород, 2004.

2.Нелидов А.Л., Попова Т.А., Леднева Л.В. Программа семинара- тренинга подготовки учащихся-волонтёров «Миссия доброй воли!» по областной программе « Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи». Н. Новгород, 2007.

3. Шпаков А.О. Алкоголизм, Наркомания. Токсикомания, Курение. Природные и бытовые яды. Справочник для родителей и детей. СПб.: Зенит, Энергия,2000.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector