Наказание детей – виды и правила

Как выбрать правильное наказание для ребенка

Содержание статьи:

  • Можно ли обойтись без наказаний
  • Основные виды
  • Правильный выбор
  • Главные запреты
  • Как вести себя

Наказание ребенка — это один из способов педагогического воздействия на его личность, который помогает дать негативную оценку тому или иному поступку, действию и пресечь его повторение в дальнейшем. В педагогике этому вопросу уделяется пристальное внимание. Чтобы метод был максимально эффективным, его необходимо правильно использовать, поэтому в разных ситуациях применяются различные подходы.

Можно ли обойтись без наказаний ребенка

В ответе на этот вопрос среди педагогов и психологов нет единого мнения. Но большинство из них, включая того же Макаренко, например, считало и считает, что применять этот метод нужно лишь том случае, когда нет другого выхода. То есть совсем обойтись без этого при воспитании не получится. Однако проведенные исследования показывают, что любой вид воздействия на ребенка работает тем лучше, чем реже он используется.

Без наказания можно обойтись, если есть возможность заменить его чем-то другим. Например, вместо того, чтобы ставить расшалившегося ребенка в угол (или писать замечания в дневник бегающим на перемене школьникам), лучше попытаться перенаправить его энергию. Например, на обучающую игру или какой-то интересный, совместный со взрослыми труд.

Довольно часто люди применяют наказание детей за любопытство, тягу к познанию, которые вполне естественны. Более того, именно эти качества впоследствии требуются воспитателями, учителями, да и самой жизнью. Поэтому не стоит ругать сына или дочь за то, что они попытались разобрать будильник. Вместо этого гораздо полезнее будет вместе изучить устройство часового механизма.

Однако в тех случаях, когда ребенок просто испытывает взрослого на мягкотелость, наблюдая за реакцией в ответ на тот или иной умышленный поступок, адекватные меры просто необходимы. Самое важное в этот момент — не перегнуть палку, выбрать правильный метод воздействия.

Основные виды наказаний детей взрослыми

В педагогике выделяют несколько видов наказаний, классифицируя их с учетом того, какие цели преследует этот метод воздействия на личность:

    Ограничение в правах (запреты). Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.

Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.

Моральные санкции (порицание, осуждение). Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.

  • Телесное наказание. Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.
  • Само собой, такая классификация достаточно условна, но именно она, не считая телесных наказаний, используется в современной системе воспитания детей в специальных учреждениях (садиках, школах, лагерях и так далее). И самое важное здесь — это правильно выбрать и применить метод наказания.

    Правильный выбор наказания для ребенка

    Как уже говорилось, любое наказание ставит цель предотвратить в дальнейшем нежелательные поступки и действия наказуемого. Поэтому для педагога и родителя важно действовать не под наплывом собственных эмоций, а в зависимости от ситуации, возраста и психологических особенностей своего подопечного.

    Примеры уже рассматривались в предыдущем пункте. И теперь стоит добавить другие факторы, учет которых поможет осуществлять правильное наказание детей:

      Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. При этом между его проступком или виной и методом наказания должна быть простая логическая связь. Например, намусорил — убери. А потом сделай это в другой комнате, чтобы уважать труд других людей. Но тут возникает вопрос: что делать, если ребенок физически не может выполнить адекватные его проступку действия? Отсюда происходит второе важное условие.

    Соотношение физических возможностей и наказания. Логично утверждать, что нет никакого смысла заставлять трехлетнюю девочку или мальчика сгребать листья на шести сотках участка. Неумение обращаться с граблями и отсутствие сил для этого вызовет у них только обиду и отчаяние, а у старших — раздражение и лишний повод для упреков. В такой ситуации нужно искать альтернативные решения, применять другие методы наказания ребенка.

    Ситуация, которая привела к необходимости наказания. Вот этот аспект очень часто упускается многими родителями, воспитателями и учителями из виду. В результате этого дети могут понести наказание незаслуженно, либо оно может быть слишком строгим. Прежде всего, каждый обязан объективно разобраться в ситуации, а уже потом взыскивать. Например, нельзя наказать за плохо завязанные шнурки того, у кого еще не выработались необходимые моторные навыки. Точно так же не стоит наказывать ребенка из-за того, что он разбил чашку, пытаясь потушить пожар. Даже для взрослых преступников есть понятие смягчающих обстоятельств.

    Своевременность и последовательность действий. Психологи и педагоги говорят, что наказание во многих случаях должно следовать либо сразу после проступка, либо отсутствовать вообще. Конечно, здесь очень многое зависит от ситуации, однако не стоит наказывать за проступок спустя, например, два-три дня. Возможно, будет лучше применить наказание более мягкое, но своевременно. Актуальнее всего это для детей младшего возраста.

  • Особенности характера и возрастной психологии ребенка. При выборе способа наказания родителям нужно учитывать характер дочери или сына, чтобы сам процесс наказания не перерос в ситуацию типа «кто кого». В некоторых случаях можно получить результат, прямо противоположный желаемому, и ребенок будет продолжать совершать один и тот же поступок назло родителям или воспитателям. И еще к более тяжким последствиям, вплоть до суицида, может привести неправильно выбранное наказание, если не учитывать возрастную психологию. Особенно в период полового созревания, когда психика ребенка подвергается воздействию гормонов.
  • Читать еще:  Офисным работникам: 5 типичных ошибок в питании

    Необходимо четко понимать границы дозволенного в наказаниях, чтобы своими действиями не травмировать психику (а иногда и тело) подопечного, а также не заложить ему основы модели нежелательного поведения.

    Главные запреты при наказании детей

    Воспитывая малыша, можно существенно перегнуть палку. Такое поведение в итоге приведет либо к протестам, бойкотам, проблемам с учебой, либо же к замкнутости и отстраненности ребенка. Кроме того, ситуация наверняка отразится и на его будущем, а накопленные обиды дадут о себе знать в зрелом возрасте и даже уже в своей семье.

    Вот чего следует избегать во время наказаний:

      Унижение. Психологи и педагоги в один голос заявляют о том, что наказание детей никоим образом не должно унижать их личность.

    Вред здоровью. В некоторых случаях родители или воспитатели (учителя) могут не бить, но применять другие меры воздействия на ребенка: заставлять приседать или отжиматься от пола, контактировать тем или иным способом с холодной водой и даже ставить на колени в угол. Нужно помнить, что все это, кроме унижения, может стать причиной серьезных травм и заболеваний. И уже ни о каком воспитательном эффекте здесь речи не будет.

    Наказание за несколько проступков одновременно. Следует взять за правило следующее: один проступок — одно наказание. Даже матерые уголовники, отбывающие срок по нескольким статьям сразу, сидят столько, сколько предусматривает самая тяжкая из них.

    Наказание детей, а особенно подростков, публично. В этом ранимом возрасте публичная демонстрация морального или физического превосходства взрослого, пусть даже родителя, может не только нанести психологическую травму ребенку, но и иметь необратимые негативные последствия для него в коллективе сверстников. Это правило должны помнить не только родители, но и учителя, воспитатели.

  • Беспричинная отмена наказания. Нужно всегда проявлять последовательность и твердость: есть решение наказать — необходимо его выполнить. В противном случае есть риск потери авторитета со всеми вытекающими последствиями. Дети ценят справедливость как в поощрении, так и в возмездии.
  • Кроме того, не стоит использовать запреты и наказания ребенка для мести, «на всякий случай», поддавшись своим эмоциям и настроению. Нельзя забывать о презумпции невиновности. Она применима ко всем. Не рекомендовано практиковать этот метод как единственный воспитательный. Всегда нужно помнить и о поощрении.

    Как видно, возмездие за проступки — дело не простое. И, кроме того, нужно не только правильно наказать, но и придерживаться правильной линии поведения после этого.

    Как вести себя с ребенком при воспитательном моменте

    В педагогике есть такие понятия, как «авторитет силы» и «сила авторитета». Они тесно взаимосвязаны и играют очень важную роль в воспитании. Дети будут слушать и уважать того, кого считают лидером. В их понимании лидер должен быть сильным.

    Справедливо поощряя и наказывая, взрослый показывает свою внутреннюю силу. В этот момент на ребенка действует авторитет силы. Но впоследствии в применении ее не будет нужды, так как взрослый будет пользоваться авторитетом.

    Чтобы имидж справедливого и волевого человека не пропал, необходимо выбирать правильную линию поведения после наказания.

      Наказание ребенка в семье должно быть единогласным. То есть, один родитель не должен отменять решения другого.

    Нельзя отменять свое решение сразу же, так сказать, после оглашения приговора. Иначе дети просто не будут верить в серьезность намерений взрослых. Это порождает убеждение, что все сойдет с рук.

  • Нужно помнить о том, что если ребенок был наказан, то он уже ответил за свой проступок, а значит, прощен. И напоминать о прошлом в негативном контексте уже нельзя. Иначе это будет выглядеть как полное его уничтожение. А ведь это не враг, а ребенок.
  • Итак, все вышесказанное говорит о том, что наказание — мера ответственная и непростая, требует взвешенного и грамотного подхода. Более того, применяться она должна только в том случае, если другое ничего не работает.

    Как наказывать ребенка — смотрите на видео:

    Золотые правила поощрения и наказания

    Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

    Наказание

    Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

    1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

    2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

    3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

    4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

    5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

    6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

    7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

    8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

    9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

    10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

    11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

    — когда он болеет;

    — перед сном и сразу после сна;

    — во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

    — во время работы и игры;

    — непосредственно после душевной или физической травмы;

    — когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

    — когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

    Поощрение

    Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

    1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

    Читать еще:  Что делать, если вытягивается рассада

    Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

    Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

    А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

    Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

    Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

    Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

    2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

    Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

    Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

    Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

    3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

    4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

    5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

    6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

    7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

    8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

    12 видов наказания ребенка

    О наказании ребенка, как о воспитательном методе, наверняка знают все. Многим из нас довелось как испытать на себе в детстве, так и применить его в отношении своих чад.

    Однако, далеко не всем родителям известно, что наказание – понятие довольно обширное, имеющее свою видовую структуру. В этой статье мы постараемся выделить и описать основные виды наказаний.

    1. Обращение к чувству вины

    Суть такого наказания заключается в том, что взрослый подчеркивает неправильность и недопустимость совершенного ребенком поступка с целью вызвать у последнего чувство вины за содеянное. Применение такого метода актуально, когда система моральных норм ребенка находится в стадии становления и чувство вины означает осознание граней плохого и хорошего.

    Следует хорошо подумать, прежде, чем прибегнуть к этому виду наказания, чтобы не допустить развития заниженной самооценки у ребенка.

    Если же «виновный» сам осознает недостойность своего поступка, то лишний раз подчеркивать его вину может быть крайне вредно.

    2. Эмоциональное давление

    Вследствие собственной эмоциональной неустойчивости, родители могут выплескивать гнев и ярость на малыша, срываться на крик. Это приводит к притуплению чувства эмпатии у ребенка, он перестает реагировать на любые проявления эмоций у окружающих его людей. В конечном итоге он начинает испытывать постоянный страх перед родителями, что является неправильным и недопустимым.

    3. Объяснение последствий

    Задача такого метода – объяснить ребенку, как совершенный им поступок может быть воспринят и оценен окружающими. В принципе — это не наказание в обычном его понятии, а скорее побуждение к размышлению малыша о последствиях содеянного.

    Объяснение последствий способствует развитию у ребенка умения объективно оценивать свои действия и значение их для остальных людей.

    4. Словесные нападки

    Неодобрение поступков малыша может быть выражено родителями в вербальной форме в виде замечаний, упреков, осуждений, несущих крайне негативный смысл.

    Последствия такого наказания могут быть разрушительны для маленькой личности. Ведь в своих поступках ребенок ориентируется на слова родителей и их оценку (послушный/непослушный). Результатом могут стать неуверенность в себе, чувство постоянной тревоги, замкнутость, стремление избегать всего нового и непонятного, ощущение собственной недостойности и ненужности, что не наилучшим образом сказывается на развитии малыша.

    5. Позиция «стороннего наблюдателя»

    Этот вид наказания, возможно, является самым сложным именно для родителей. Ведь смысл его в том, чтобы дать нашалившему малышу возможность самому подумать о совершенном проступке, сделать собственные выводы и, по возможности, постараться исправить все самостоятельно. Не следует сразу же указывать ребенку на его проступок, а дать время на принятие самостоятельного решения. Например, рассыпал или пролил что-то – убери за собой, сломал – попробуй починить. Здесь важно, чтобы действие исправления соответствовало возрасту ребенка и не являлось непосильным для его лет трудовым наказанием. Родитель в сложившейся ситуации может помочь и быть примером для подражания.

    6. Прекращение потенциально опасных действий

    Применяется тогда, когда поступки, совершаемые малышом, могут нанести вред его здоровью или здоровью окружающих, привести к порче материальных ценностей. В таком случае действия ребенка должны быть немедленно прекращены родителями. Если малыш отреагировал на блокаду его деятельности бурно и негативно, стоит подождать, пока он успокоится, а после – спокойно провести разъяснительную работу в конкретной ситуации.

    7. Конфликт «на паузе»

    Читать еще:  Народные средства при болях в ухе

    Метод оправдан, когда ребенок находится в состоянии «эмоциональной бури» и немедленная реакция на его поведение только усугубит ситуацию. В таком случае конфликтный момент как бы ставится на паузу до момента наступления эмоциональной стабильности, а потом обязательно обсуждается.

    8. Лишение удовольствий

    Заключается в запрете или ограничении компьютерных игр, просмотра мультфильмов, отказе в покупке игрушек или сладостей. Метод является действенным для детей всех возрастов. Применение его должно быть очень дозированным, не граничащим с узурпацией власти, чтобы у ребенка не возникало чувства безысходности.

    Ответом на неблаговидные детские поступки выступает показательный отказ от любых взаимодействий с ребенком, выраженный в словах типа «Ты мне больше не нужен» или подобных. На практике может вызвать состояние тревожности, страха, эмоциональной подавленности и ощущение неясной опасности у малыша. Не стоит использовать этот метод, если вы видите, что ребенок принимает ваши слова, как оценку его самого, а не совершенных им действий.

    10. Ограничение свободы передвижения

    Это не что иное, как знакомое многим из нас с детства «иди в угол! », «не выходи из своей комнаты! », «на улицу не выйдешь! » и тому подобные меры, сутью которых является ограничение или запрет на какую-либо деятельность.

    Последствия такого наказания всегда негативны. Ущемление свободы передвижения воспринимается малышом как состояние абсолютной беспомощности, что может привести к целому ряду разрушительных состояний: развитие отрицательных реакций либо, наоборот, полнейшую покорность и эмоциональную пассивность, ощущение постоянной зависимости от старших и как следствие – абсолютная несамостоятельность, неспособность к принятию решений.

    11. Наказание деятельностью

    Происходит, когда родитель принуждает провинившегося ребенка делать что-либо в наказание. Например, «не слушался на детской площадке, будешь целый час читать книгу». При этом мотивы наказания ребенку непонятны, и сам процесс воспринимается им, как издевательство со стороны родителей.

    Постоянное применение этого типа наказания может спровоцировать у ребенка неприятие любых требований либо, наоборот, пассивность и покорность любым притязаниям, что способно существенно затормозить или вовсе разрушить формирование самостоятельной личности.

    12. Телесные наказания

    Являются абсолютно недопустимым методом воспитания и говорят лишь об эмоциональной неустойчивости и неумении родителей налаживать здоровое общение со своими чадами. У ребенка же подобные меры ассоциируются лишь с болью, страхом и унижением, что никак не способствует развитию гармоничной личности. Неприемлемо даже грозить ребенку физической расправой. Подобные наказания влекут за собой агрессивность, неспособность нормально общаться и разрешать конфликты мирным путем.

    Подводя итоги, можем сделать вывод, что всего лишь несколько способов наказания являются гуманными и действенными. Применять их следует взвешенно и очень осторожно, всегда следуя единожды выработанным правилам. Спокойствие и конструктивность родителей – вот залог благополучного разрешения любой конфликтной ситуации.

    Консультация для родителей «Виды наказаний для детей дошкольного возраста»

    Татьяна Мочалина
    Консультация для родителей «Виды наказаний для детей дошкольного возраста»

    Старшая группа «Русалочка»

    Воспитатель: Мочалина Татьяна Михайловна.

    Доклад для родителей.

    Тема: «Виды наказаний для детей дошкольного возраста»

    Психика ребенка дошкольного возраста находится в состоянии развития. Она еще слабая и неокрепшая, поэтому основным принципом воздействия на ребенка этого возраста является принцип «Не навреди!»

    К ребенку следует подходить бережно, осторожно. Любое наказание должно помочь психическому развитию ребенка, а не затормаживать его.

    Даже зная хорошо общие законы психического развития

    ребенка, нужно учитывать, что у каждого они проявляются своеобразно и неповторимо.

    Наказания в отношении к детям дошкольного возраста применялись всегда. Они были различными. Например, в аристократических семьях за проступки детей лишали сладкого блюда. Володю Ульянова (Ленина) помещали на определенное время в папино кожаное кресло и ограничивали в движениях. Так как Володя был резвым и подвижным ребенком, нахождение в неподвижном состоянии требовало от него больших усилий.

    Применялся также запрет на игру с другими детьми. В повести В. Гарина- Михайловского «Детство Темы» описывается, как отец Темы — генерал в том случае, если Тема вел себя дерзко и вызывающе, применял физические меры воздействия. Он приводил ребенка к себе в кабинет и жестоко избивал его ремнем. Однако Тема не стал от этого послушным и скромным, зато он отдалился от своего отца и даже во взрослом возрасте чувствовал отчуждение к нему. В силу особенностей своей личности Тема не мог быть другим, поэтому к нему нужно было применять другие меры воздействия. Например, доверительная беседа, что и делала его мать. В своих беседах она говорила о том, что Тема уже взрослый, он — будущий мужчина, а мужчине не подобает вести себя таким образом. Это влияло на самолюбие Темы, и он стремился стать лучше, управлять своим поведением. Михаил Зощенко из-за своей впечатлительной натуры и событий раннего детства приобрел психоневроз, которым страдал всю жизнь. Примерно в возрасте трех лет его мать в качестве наказания сказала, что, если он будет капризничать, она отдаст его нищим, которые в этот момент были неподалеку. Ребенок испытал такой ужас при виде грязных и оборванных нищих, что не смог избавиться от него даже в зрелом возрасте. Всю жизнь он просыпался по ночам от страха, так как видел во сне протянутые к нему руки людей в лохмотьях. Так, необдуманная фраза, сказанная матерью, надломила психику ребенка.

    Наказания, применяемые к ребенку, не должны отрицательно сказываться на его физическом и психическом здоровье. Например, нельзя за плохое поведение лишать ребенка обеда, только сладкого блюда – можно. Нельзя лишать прогулки, применять наказания и говорить слова, унижающие достоинства личности ребенка. Фразы «и в кого ты такой уродился», «и на кого ты похож», «ты – настоящий поросенок», «и ничего – то ты не умеешь» унижают достоинство и занижают самооценку. Впоследствии у ребенка может развиться комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Нельзя надолго ставить в угол, так как от длительного стояния у детей выделяется белок. Можно использовать такие виды наказаний:

    Ограничения в игре

    Ограничения в движении/ посиди, подумай/

    Лишение сладкого блюда

    Отмена похода в зоопарк, театр, цирк и др. развлечений

    Ограничения в общении/ не буду с тобой разговаривать, пока не исправишься/

    Главное, чтобы ребенок понимал, что он заслужил наказание, осознал свои проступки и стремился стать лучше, а не озлобился и не замкнулся.

    Наказания должны быть справедливые и соответствовать проступку.

    Конспект занятия «Профессия — библиотекарь» для детей подготовительной группы в условиях реализации ФГОС ТЕМА: «ПРОФЕССИЯ БИБЛИОТЕКАРЬ» (для детей подготовительной группы) ЦЕЛЬ: формировать интерес к книге, учить бережному отношению к ней,.

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: «Зимние виды спорта» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: «Зимние виды спорта». Цель: формировать представления детей.

    Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка».

    Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.

    Виды хозяйственно-бытового труда, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация для педагогов ДОУ. Данная разработка поможет молодым воспитателям (специалистам ДОУ) четко понять какие бывают виды хозяйственно.

    Родительское собрание «Можно ли обойтись без наказаний?» Цель:дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по — новому на использование наказаний, переосмыслить.

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования «В гости к детям и игрушка» Образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО: • Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и.

    Занятия по рисованию, их виды и значение в развитии восприятия у детей 5–6 лет и 6–7 лет 1 Виды занятий по рисованию и их значение в развитии восприятия у детей. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector