Новшества в сфере ЖКХ начиная с января 2019 года

Обзор изменений в жилищном законодательстве с 2019 года

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки, которые изменили многие положения жилищного законодательства. В течение 2019 года вступят в силу и другие важные изменения. В настоящей статье будут рассмотрены следующие сферы и вопросы:

  • Порядок вывоза твердых коммунальных отходов;
  • Использование контрольно-кассовой техники при расчетах ТСН;
  • Компенсация расходов по уплате взносов на капитальный ремонт для новых категории граждан;
  • Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства и ответственность;
  • Изменения в Жилищном Кодексе РФ;
  • Изменения правил оплаты за отопление в многоквартирных домах.

ПОРЯДОК ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Происходит изменение положений законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Далее – ТКО).

По изначальной задумке законодателя с 1 января 2019 года все регионы должны были перестроиться на новый порядок обращения с отходами. Однако стало понятно, что не все регионы способны уложиться в сроки. Поэтому было принят Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе сохранить старый режим обращения с отходами до 1 января 2022 года.

Региональный оператор по обращению с ТКО в г. Москве не выбран. Тем не менее, режим обращения с ТКО в г.Москве может смениться и до 1 января 2022 года.

Приводим основное содержание проводимой реформы.

Региональный оператор выбирается в соответствии с правилами конкурсного отбора, которые утверждены Постановлением Правительства от 5 сентября 2016 г. N 881.

Отдельные вопросы по новому законодательству были рассмотрены в Письме Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Реформа переводит услуги по вывозу ТКО из жилищных в коммунальные услуги. Таким образом, тарифы будут регулироваться на государственном уровне. Вывоз ТКО уже не будет являться строкой расходов по содержанию и ремонту жилого помещения.

Будет установлен единый тариф на вывоз ТКО. Плата за вывоз ТКО в многоквартирном доме будет рассчитываться по следующей формуле: единый тариф*норматив/12 месяцев * количество зарегистрированных в квартире. Сумма оплаты зависит от количества человек, а не от площади помещения. Презюмируется, что мусор всегда образуется в примерно одинаковых объемах. Данная презумпция опровержима: на время длительного отъезда можно предоставить соответствующие документы и не платить (оформить перерасчет).

Норматив не является одинаковым для всех. К примеру, для жителей многоквартирных домов норматив более «выгоден», чем для владельцев частных домов.

Можно заметить, что реформа приводит к образованию своеобразной монополии региональных операторов. Следовательно, следует ожидать повышения цен за вывоз ТКО.

Также следует обратить внимание, что законодатель стремится поощрить раздельный сбор мусора. При раздельном сборе мусора возможна оплата по фактически вывезенным контейнерам, а не по нормативам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАСЧЕТАХ ТСН

Некоторые изменения использования контрольно-кассовой техники (Далее – ККТ) при расчетах следуют из Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Следовательно, ККТ с этого периода будет необходима.

После 1 июля 2019 года ТСН не будет обязано использовать ККТ при проведении расчетов с членами ТСН, так как оказываемые услуги относятся к деятельности ТСН, закрепленной в Жилищном Кодексе. В этой части законодательное регулирование не изменится.

ТСН имеет право устанавливать порядок уплаты взносов и обязательных платежей. Члены ТСН не имеют права требовать от ТСН выдачи чека.

Толкование законодательства содержится в Письме Минфина России от 25.07.2018 N 03-01-15/52272.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств, как наличными, так и в электронном виде.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), ТСЖ (ТСН) создаются в том числе для оказания населению коммунальных услуг.

Обязанность членов Товарищества оплачивать коммунальные и эксплуатационные платежи, а также взносы на капитальный ремонт предусмотрена частью 5 статьи 155 ЖК РФ.

Следовательно, прием ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ.

Аналогичная позиция выражена письме Министерства финансов РФ от 5 сентября 2018 года № 03-01-15/63303, которое содержит ответ на вопрос о необходимости обязательного применения ККТ садоводческим товариществом. Министерство финансов аргументирует свою позицию схожим образом.

Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке. Деятельность по обслуживанию многоквартирного дома приравнена к оказанию услуг (жилищных), что является основанием для распространения на ТСЖ положений Закона N 54-ФЗ.

Таким образом, ККТ обязательно применяется в следующих случаях:

  • Оплата услуг лицами, не являющимися членами ТСЖ;
  • Дополнительные услуги ТСЖ, которые не являются коммунальными и не относятся к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Например, оказание каких-либо коммерческих услуг населению.

КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ ПО УПЛАТЕ ВЗНОСОВ ЗА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДЛЯ НОВЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 226-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2019 года Законом субъекта РФ может быть предусмотрено распространение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, в том числе и на собственников жилых помещений, достигших возраста 70 или 80 лет и проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и/или неработающих инвалидов I и II группы (в размере 50 и 100 процентов соответственно).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (Далее – ГИС ЖКХ) с 1 июля 2019 года поставщики информации в г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ. В регионах такая обязанность появилась раньше – с 1 июля 2017 года.

Субъекты, размещающие информацию в системе (Далее — поставщики информации), — органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В соответствии с названным законом, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг обязаны размещать в ГИС ЖКХ соответствующую информацию.

За невыполнение обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для регионов ответственность введена с 1 января 2018 года, а для городов федерального значения – с 1 июля 2019 года. Штрафные санкции в первую очередь касаются ТСЖ и управляющих компаний.

Если в ГИС ЖКХ будут отсутствовать данные о размере коммунальных платежей или они не будут совпадать с бумажной квитанцией, платежный документ будет считаться как непредоставленный потребителю. Кроме того, при невыполнении обязанности размещения информации виновное лицо будет лишено возможности взыскать пени.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ КОДЕКСЕ РФ

Федеральный закон от 27.12.2018 N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» несколько уточнил порядок перепланировки помещения. Основные изменения коснулись статьи 26 Кодекса: Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Теперь, если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, необходимо также приложить протокол общего собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Читать еще:  Народные средства для избавления от алкоголизма

Раньше в перечне документов протокол не указывался, в подпункте 3 пункта 2 говорилось только о подготовленном и оформленном в установленном порядке проекте переустройства и (или) перепланировки помещения.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ОПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

С 1 января 2019 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

В формулы расчета тепла внесено важное изменение. До 2019 года если дом изначально не был оборудован счетчиками тепла во всех помещениях, то даже если собственник поставит счетчик тепла на свою квартиру, оплачивать по его показаниям нельзя вообще никак. Теперь это меняется. Можно поставить теплосчетчик и подавать показания в течение года, а потом собственнику должны будут выставлять оплату по среднемесячным показаниям за предыдущий год.

Описание формулы из Постановления:

Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, — исходя из площади такого помещения по формуле 3(7).

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Автор: Богачкова Алёна Игоревна , помощник юриста.

Новое в ЖКХ в январе 2019

Демонтаж батарей – основание не платить за отопление

Этого решения Конституционного суда ждало много собственников и очень давно. Коротко напомню суть проблемы.

Собственникам квартир зачастую выгодно отказываться от центрального отопления и переходить на индивидуальное. Законом это не запрещается. Условие одно – такая возможность должна быть предусмотрена схемой теплоснабжения, которую утверждают местные власти.

Собственники полагают, что если они перейдут на индивидуальное отопление , то не должны будут платить за отопление как за коммунальную услугу. Однако по закону плата за отопление вносится без деления на плату за коммунальную услугу в помещении и плату за коммунальный ресурс на ОДН. Так как платить за ОДН надо во всех случаях, просто из-за того, что у каждого собственника квартиры есть доля в общем имуществе, то даже наличие индивидуального отопления не дает оснований отказаться от платы за отопление.

Именно на эту ситуация обратил внимание суд в Постановлении от 20.12.2018 № 46-П . Прежде всего, суд сформулировал важную позицию: условием возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является фактическое пользование такими услугами . Далее суд учел, что законом не запрещается переходить на индивидуальное отопление. Все это вместе позволило суду сделать следующий вывод: если собственник квартиры перешел на индивидуальное отопление, то его нельзя заставить платить за отопление в общем порядке. В этом случае необходимо выделить размер платы отдельно за ОДН и отдельно плату за отопление помещения, которая должна быть исключена из платежки.

И вот еще одна интересная мысль суда. В комментариях меня часто спрашивали, что такое помещение с позиции закона, правом собственности на что обладают собственники квартир. В п. 4 Постановления суд указал, что «каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями». Таким образом, квартира – это только часть объема здания, а право собственности на квартиру – это только право собственности на часть объема здания.

Изменили порядок выбора управляющей организации

Если собственники помещений в доме не выбирают больше 6 месяцев способ управления , то местная власть выберет управляющую организацию для дома. Это старое правило. А вот что изменилось, так это порядок выбора этой самой управляющей организации.

Порядок был изменен Постановлением Правительства от 14.12.2018 № 1541 . Прежде всего, правительство изменило само понятие конкурса. Если раньше победителем конкурса становилась управляющая организация, которая предложила большее количество работ и услуг за установленную ставку оплаты, то теперь победителем будет та организация, которая предложит меньшую цену за установленный перечень услуг. Это не просто игра словами, в теории это должно позволить уменьшить размер платы за ЖКХ .

К участникам конкурса теперь предъявляются новые требования. Управляющая организация не должна иметь задолженность перед РСО и у нее должны быть погашены все административные штрафы .

Уточнили порядок, когда можно не проводить конкурс . Если до дня проведения конкурса собственники выберут способ управления и реализуют его, то конкурс не проводится. Раньше допускалось отменять конкурс, если собственники только выбрали способ управления. Напомню, реализация способа управления означает, например, что если выбрана управляющая организация, то с ней заключается договор управления.

Управляющие организации больше не должны убирать площадки под мусорными контейнерами

Такие изменения предусмотрены Постановлением Правительства от 15.12.2018 № 1572 . Раньше предусматривалось, что управляющие организации должны содержать места накопления отходов . Однако по новым правилам это требование не касается мест погрузки отходов. В тоже время изменения, внесенные правительством, не совсем понятны.

Так, из минимального перечня услуг , которые оказываются управляющими организациями, исключили вот такую услугу:

«уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома».

При этом региональных операторов по вывозу отходов обязали осуществлять

«уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов».

Под уборкой мест погрузки понимается

«действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз».

Хорошо, но как тогда быть с другими элементами содержания контейнерных площадок . Если, например, мусор просыпали собственники жилья, кто его будет убирать? Пока четкого ответа на это нет.

Новшества в сфере ЖКХ начиная с января 2019 года

Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский:

— По сути, речь идет об упразднении понятия «дача», так как эти земельные участки теперь будут идентифицироваться как предназначенные для садоводства или огородничества. На садовых участках возможно строительство как садовых, так и жилых домов. Однако садовые дома, согласно документу, предназначены для временного проживания, а жилые — для постоянного, в котором можно будет зарегистрироваться.

Новый закон определяет понятие объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и правила застройки участков. В документе уточняется, что к объектам ИЖС относятся отдельно стоящие здания высотой не более 20 м и не превышающие трех этажей, предназначенные для удовлетворения россиянами бытовых нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях. Садовыми домами называют постройки для сезонного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Документ не ограничивает площадь жилого или садового дома — для того чтобы возвести объект площадью до 500 кв. м, нужно просто уведомить местные власти. Однако если постройка превышает данную площадь, то необходимо разработать и согласовать проектную документацию, а затем провести экспертизу. После этого следует получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

Столь подробные критерии нужны были для того, чтобы исключить строительство многоквартирных домов и таунхаусов на садовых землях, объясняет руководитель направления «Коммерческие споры» компании «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. По его словам, такие случаи в последние несколько лет встречались очень часто во многих регионах нашей страны. После окончания строительства нужно направить в муниципалитет еще одно уведомление, поясняет эксперт.

Эксперт консалтинговой компании «Юкей» Анжелика Сабурова:

— До 1 марта 2019 года право собственности на такой дом можно успеть зарегистрировать по техническому плану и декларации. После — только путем направления в орган местного самоуправления двух уведомлений: о начале и об окончании строительства. После получения уведомления о соответствии объекта нормам и правилам можно регистрировать право собственности. Делать это должна местная администрация. В целом указанная процедура упорядочивает строительство таких объектов, однако не упрощает ее.

Согласно новому закону, на дачах теперь можно будет зарегистрироваться на постоянной основе. Россияне смогут использовать свои дома на шести сотках не только как место отдыха, но и как постоянное жилье. Однако регистрация возможна далеко не везде.

Зарегистрироваться можно только в капитальном строении, в котором есть свет, газ, отопление и вода. Кроме того, у такой недвижимости обязательно должен быть почтовый адрес. Сейчас прописку можно получить только на дачах, расположенных в черте города.

В таком здании должны быть прочные стены и фундамент, высота комнат — не менее 2,5 м, а коридоров и мансард — 2,1 м. Естественная инсоляция в комнатах и кухне для того, чтобы получить прописку, — не менее 0,5%. Кроме того, на такой даче должна быть возможность поддерживать температуру не ниже 18 градусов.

Новый закон также регулирует отношения в садовых некоммерческих товариществах (СНТ). Главным нововведением является то, что все расчеты товарищества с физическими лицами с 2019 года будут идти только через расчетный счет в банке. Члены товарищества на общем собрании должны провести голосование, чтобы определить, в какой именно финансовой организации открывать счет. Кроме того, большинством голосов нужно выбрать человека, который будет представлять в банке интересы СНТ. После открытия счета в банке необходимо предоставить реквизиты всем дачникам для оплаты двух видов взносов — членских и целевых. Вступительные, паевые и другие дополнительные взносы со следующего года незаконны.

Читать еще:  Толокнянка обыкновенная – применение и лечебные свойства толокнянки

С января 2019 года в России заработает новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), получившая название «мусорная реформа».

Сегодня услуга по вывозу твердых коммунальных отходов входит в список жилищных. Счет за нее выставляет управляющая компания в общей квитанции. С нового года услуга станет коммунальной. Кроме того, в каждом регионе появится единый оператор по обращению с ТКО. Это юридическое лицо, которое будет нести ответственность за вывоз мусора с момента погрузки и вплоть до размещения на полигоне. В документе уточняется, что региональный оператор обязан контролировать утилизацию отходов, что приведет к сокращению числа несанкционированных свалок.

С нового года во всех крупных городах должна появиться инфраструктура для раздельного сбора и накопления коммунальных отходов. Повсеместно раздельный сбор мусора может заработать в течение пяти — десяти лет. Все баки бытовых отходов с 1 января 2019 года попадут в специальный реестр, в котором можно будет посмотреть адреса контейнерных площадок.

Изменения коснутся не только жителей многоквартирных домов, но и частного сектора. Если сейчас частники заключают договоры на вывоз мусора по желанию, то с начала года это станет обязанностью. Тарифы на сбор коммунальных отходов в 2019 году также вырастут. Средняя цена сбора мусора составит 100 руб. с человека, а для территорий, где раньше не платили за вывоз мусора, — 65 руб.

Регистрация прав на недвижимость

В 2019 году произойдут изменения, связанные с нотариатом. «С 1 февраля 2019 года для нотариусов вводятся новые обязанности по ведению сделок с недвижимостью. В частности, после удостоверения сделки с недвижимостью они должны направить соответствующее электронное заявление в Росреестр до конца того же рабочего дня. Так же им необходимо поступить и после выдачи свидетельства о праве на наследство», — объясняет эксперт компании «Рустам Курмаев и партнеры». По его словам, новый закон существенно упростит сторонам сделок с недвижимостью процедуру переоформления прав.

Повышение тарифов ЖКУ

В 2019 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги вырастут в два этапа. Сейчас их повышают раз в год — 1 июля. Со следующего года индексация будет проходить 1 января и 1 июля. При этом в совокупности рост тарифов не превысит уровень инфляции в стране.

Поменять порядок повышения тарифов было решено из-за того, что со следующего года вырастет базовая ставка НДС с 18% до 20%. Из-за временного разрыва между ставками НДС и тарифами ЖКХ ресурсоснабжающие организации могут понести серьезные убытки. После этого им пришлось бы повысить стоимость коммунальных услуг для населения.

Согласно новому закону, в случае если управляющая компания обанкротилась или лишилась лицензии, с 1 января 2019 года органы местного самоуправления будут обязаны назначить дому временную УК, пока собственники на общем собрании не выберут компанию, которая им по душе.

Директор юридической практики KPMG в России и СНГ Алексей Абрамов:

— Ситуация, при которой в многоквартирном доме не выбран способ управления, позволяет с определенной уверенностью отнести такой дом к числу проблемных. В связи с этим административный порядок назначения управляющей компании может привести к нарушению интересов самой компании. Согласно нововведению, новую УК назначают на один год. Однако за один год, отведенный для временного управления, такая компания вряд ли сможет разрешить сложившиеся проблемы дома, но успеет получить жалобы.

Согласно документу, в случае если станет известно, что в ходе проведения собрания допущены нарушения, которые могут быть обжалованы собственниками в суде, решение признают недействительным, а избранную УК отстранят от обслуживания многоэтажки.

В новом году в силу вступает сразу несколько изменений Налогового кодекса, многие из которых существенно упростят жизнь россиян.

Одним из таких нововведений стало снижение налогов с продажи имущества нерезидентов России. С 1 января 2019 года нерезиденты, владеющие недвижимостью более трех — пяти лет (в зависимости от ситуации), смогут не платить НДФЛ при продаже объекта.

Руководитель отдела Kalinka Legal Services Мурат Бороков:

— Ранее законодательство предусматривало освобождение налогоплательщиков от уплаты НДФЛ при продаже недвижимости лишь для объектов, бывших в собственности три года, не используемых в предпринимательской деятельности, а также если продавец является налоговым резидентом РФ — то есть находился на территории нашей страны 183 дня в периоде, когда совершалась сделка. Из-за этого нерезиденты платили налог в размере 30% от всей суммы сделки, к тому же они не могли уменьшить налоговую базу на произведенные расходы. В связи с этим продавцам дорогих объектов приходилось придумывать различные сложные структуры сделки, потому что налоги были безумно высокими.

Еще одна поправка в законодательство, которая вступает в силу в 2019 году, — введение единого налогового платежа (ЕНП). Теперь россияне смогут одновременно оплатить транспортный, земельный и имущественный налоги, что существенно упрощает жизнь. Оплатить единый налог можно будет как в кассах банков, так и в многофункциональных расчетных центрах. Кроме того, оплату можно произвести непосредственно в отделении налоговой службы или с помощью личного кабинета для налогоплательщиков.

Другой закон, который начнет действовать в 2019 году, ограничивает рост ставки налога на имущество физических лиц 10%. Документ будет применяться по отношению к квартирам, загородным домам, землям, парковочным местам и гаражам. Закон запрещает пересчитывать имущественный налог задним числом, кроме тех ситуаций, при которых перерасчет может помочь сократить платежи. Однако для пересчета налога россиянам придется доказать, что при его начислении были допущены ошибки.

Кроме того, изменился подход к предоставлению имущественного вычета по процентам. Теперь заемщик может получить вычет не только по телу кредита, но и по процентам. Право на возврат НДФЛ сохраняется и в случае перекредитования. Закон не ограничивает количество банков, в которых можно рефинансировать ипотеку по более выгодным условиям.

С 1 июля 2019 года застройщики обязаны привлекать деньги граждан только с помощью специальных эскроу-счетов в уполномоченных банках. Привлечение средств граждан для строительства многоквартирных жилых домов сменится проектным финансированием, в которых важную роль будут играть банки. «Для граждан использование эскроу-счетов — гарантия сохранности денег. Они лежат на счете в банке. Застройщик не имеет к ним доступа до завершения строительства — значит, исключена возможность нецелевого расходования денежных средств покупателей жилья. Дольщик может вернуть деньги, если застройщик не в состоянии закончить строительство объекта и признан банкротом. Для застройщиков новые правила — серьезное испытание», — объясняет эксперт консалтинговой компании «Юкей» Анжелика Сабурова.

Однако столь жесткие требования в настоящее время способны выполнить далеко не все добросовестные застройщики. Кроме того, использование данного механизма повлечет изменение экономики проектов у девелоперов, что в конечном итоге может отразиться на стоимости передаваемой потребителю недвижимости.

Ордер за заслуги

Светлана Викторовна, давайте уточним, что все-таки изменилось в законодательстве о ЖКХ с этого года?

Светлана Разворотнева: Из хорошего — продолжается программа «Комфортная городская среда». В конце прошлого года была активная дискуссия об исключении из нее дворов и предложения оставить только общественные пространства. Но в 2019 году дворы в этой программе все-таки остаются.

Еще есть хорошие новости?

Светлана Разворотнева: Да. Продлена программа переселения из аварийного жилья. В 2019 году у нас продолжат переселять дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. Это те дома, которые забыли включить в программу, не успели. Такие случаи выявлены прокуратурой.

Также в этом году будут разработаны новые механизмы переселения. Первая рабочая группа в минстрое уже прошла. Планируется увеличивать бюджет программы за счет привлечения инвесторов. Важная составляющая — выделение в отдельное направление работы с ветхими домами. Эту тему мы будем сегодня обсуждать в минстрое. Планируется разработать и более четкие критерии признания домов аварийными.

А когда начнется переселение из аварийных домов, которые признаны таковыми уже после 2012 года?

Светлана Разворотнева: В этом году регионы должны составить перечни таких домов. Дальше их расселение будет распределено в программе «дома до 2014 года».

Новые льготы появились?

Светлана Разворотнева: Есть. С 1 января вступил в силу закон, по которому компенсацию взносов на капремонт могут получать не только одиноко проживающие пенсионеры, но еще и семьи пенсионеров с инвалидами.

Также меняются правила предоставления жилья детям-сиротам. У регионов появятся единые реестры для этих детей.

Брошенным домам найдут хозяев

В прошлом году было много изменений в управлении многоквартирными домами. Они продолжатся?

Светлана Разворотнева: Уже продолжаются. С 12 января работает норма, которая касается брошенных домов. Орган местного самоуправления сможет назначать для них управляющую организацию сроком до года.

Зачем такая организация нужна, если дом брошен и в нем никто не живет?

Светлана Разворотнева: Она нужна, чтобы поддерживать дом в нормальном состоянии, готовить его к зиме. Потому что могут дать отопление, а в таком доме случится прорыв трубы. Но опять же пока не понятно, как органы местного самоуправления найдут и замотивируют управляющие организации взять такие дома.

Еще с 1 марта вступает в силу постановление правительства, в соответствии с которым сантехник должен проходить в квартиру в бахилах и с бейджиком. Это то, что все запомнили. В основном, конечно, документ касается работы аварийно-диспетчерских служб, в которые люди должны дозваниваться за пять минут.

Читать еще:  Чесночная булочка – рецепты закуски к борщу

Если я правильно помню, в документе достаточно много требований к диспетчерским службам?

Светлана Разворотнева: Да, обратившемуся должны перезвонить, если он не дозвонился. На обследование аварии дается два часа, есть еще целый ряд требований. Такие очень жесткие требования к аварийно-диспетчерским службам выдержат муниципальные службы, которые обслуживают несколько управляющих компаний, либо крупная управляющая компания. Но ТСЖ будет сложно выполнить эти требования.

Летом упростился отзыв лицензий у недобросовестных УК. Улучшило ли это управление многоквартирными домами?

Светлана Разворотнева: Сейчас мы наблюдаем две тенденции. С одной стороны, растет количество жалоб на качество управления многоквартирными домами.

Но, с другой стороны, после вступления в действие постановления с грубыми нарушениями лицензионных требований начали поступать обращения из регионов о рейдерских захватах домов. Государственные жилищные инспекции без суда начинают изымать лицензии у управляющих компаний, причем у хороших домов, и заводить туда другие компании. Управляющие компании и СРО бьют тревогу. Есть случаи в Пермском крае и Московской области.

Проверь свои платежки

Один из наших читателей получил перерасчет платы за общедомовые нужды (ОДН), горячую и холодную воду за 2016 год. Он знает о том, что перерасчет может быть сделан за три предыдущих года. Но вот сомневается в его обоснованности. Как ему проверить, что платежи насчитали правильно и законно?

Светлана Разворотнева: Надо выяснить, откуда перерасчет вообще возник: обратиться в управляющую организацию и попросить предоставить подтверждающие документы. Потому то для перерасчета нужны основания: нормативы пересчитали, тарифы изменились — что именно произошло?

То есть незаконные перерасчеты имеют место?

Светлана Раворотнева: Бывают случаи, когда пытаются начислить и доначислить плату за то, что собственники уже оплатили.

Некоторые УК ставят, к примеру, долг за отопление. Приносишь квитанцию, долг снимают. А нет, так приходится платить.

Часто такие истории происходят при смене управляющей компании. Старая компания деньги уже куда-то потратила, ресурсоснабжающей организации их не заплатила, новая пытается повторно собрать их с жильцов.

Не живешь? Все равно плати!

Вот случай. Поселок практически заброшенный, сообщила наша читательница Надежда. Там мало кто остался. Но продолжают начислять плату за коммунальные услуги. Недавно посчитали даже по нормативу оплату за воду, хотя стоят счетчики. Можно отказаться от оплаты услуг? Или хотя бы их снизить?

Светлана Разворотнева: Пока у вас есть собственность, за ее содержание вы должны платить.

Вот за что вы платите 100 процентов и не можете отказаться: за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, и за отопление. Потому что даже дом, в котором большинство собственников не живет, должен отапливаться.

Сейчас по нормативу вам начислили, видимо, потому что вы давно не сдавали показания приборов учета. Если вы не делали это больше полугода, то вам начинают начислять платежи по нормативу с повышающим коэффициентом.

Чтобы этого не происходило, можете направить заявление на имя той организации, которая выставляет плату за воду, о том, что проживаете по другому адресу. И тогда, за воду с вас платежи не будут брать.

Это не единственный вопрос про платежи за квартиры, в которых люди не проживают. Вот Галина Буранова ссылается на постановление правительства № 354, в котором говорится, что расчет размера платы производится за предоставленные коммунальные услуги. Она спрашивает, почему должна платить за не предоставленные коммунальные услуги?

Светлана Разворотнева: Мы только что сказали, что многие коммунальные услуги предоставляются вне зависимости от того, проживает собственник или нет.

Можно не платить за персональное потребление электроэнергии, воды и отведение. Чтобы не платить, надо действительно ставить приборы учета, либо подтвердить, что их установка невозможна в этом доме — сейчас требуется документальное подтверждение.

У нас по этому поводу был еще один вопрос. В квартире из двух прописанных проживает только один человек, счетчиков нет. Нормативы потребления рассчитаны на двоих, и один человек, конечно, не использует такое количество воды. Что делать?

Светлана Разворотнева: Платежи высокие, потому что используется повышенный коэффициент для квартир без счетчиков.

Чтобы его снизить, нужно установить приборы учета. «Повышающий коэффициент» сегодня не применяется только в тех домах, где есть официальное подтверждение от управляющей компании, что техническая возможность установить прибор учета отсутствует.

Вопрос от Валерия Вагина. Он рассказывает, что ему приходят платежки от ТСЖ, где услуги содержания, в том числе ОДН, прописаны одной строкой. Законно ли выставление таких квитанций?

Светлана Разворотнева: К сожалению, законно. У нас есть методические рекомендации минстроя, как должна выглядеть платежка. В них рекомендуется разбить ОДН по строчкам.

Но это рекомендательная форма, не требование. Поэтому нарушения здесь нет. Но если это ТСЖ — то есть объединение граждан, они могут сами принять решение, как будут выглядеть их платежки.

Кипятком по кошельку

У нас есть еще один вопрос читателя по содержанию общего имущества дома. Валентина Мартынова рассказывает: получили отчет от УК по выполненным услугам, а многие из них даже не оказывались. Читательница является председателем совета дома. Жаловалась на действия управляющей компании, но получила одни отписки. Что делать в такой ситуации?

Светлана Разворотнева: У председателя совета многоквартирного дома есть право, и даже теперь обязанность, подписывать акты сдачи-приемки работ управляющей компании каждый месяц. И председатель совета должен подписывать их постоянно или не подписывать, если качество работ не устраивает.

В противном случае управляющая компания сможет совершенно легально все неиспользованные средства на содержание дома оставить себе как прибыль. И как раз единственное препятствие для присвоения этой прибыли это акты сдачи-приемки.

Если акты не соответствуют фактически выполненным работам, надо заручиться подписями членов совета многоквартирного дома и направить их в ГЖИ. Пусть инспекция проводит проверку.

А здесь — соседка заливает кипятком. Дверь не открывает, приходится звонить в диспетчерскую, вызывать водопроводчиков, просить слить стояк, потому что кипяток течет с потолка. Нашей читательнице хотят в платежку вписать стоимость этого слива. Могут ее заставить платить за это?

Светлана Разворотнева: Если речь идет о сливе из стояка, это вообще-то общедомовое имущество. Величина норматива на коммунальные ресурсы, которые для обслуживания общего имущества устанавливаются на региональном уровне.

И сверх того, что вам установили, предъявить не могут. Если только на собрании вы не приняли иную норму. Но это не значит, что вы должны одна платить. Стоимость, в том числе слива, будет распределяться на всех.

Счетчик сливает деньги

Марина рассказала о своей маме, которая живет во Владивостоке. Она экономит воду, но в платежке за ноябрь у нее счетчики накрутили 19 кубов горячей воды и 10 кубов холодной. Она не могла столько потратить. И у соседей та же история. Под ее квартирой есть этаж с детской поликлиникой, в которой идет капремонт. Могут ли эти показатели счетчика как-то быть связаны с ремонтными работами?

Светлана Разворотнева: Действительно, загадочная история, потому что никакие работы, проводимые вне вашей квартиры, на прибор учета воды не могут повлиять. Меня настораживает, что и у соседей такая же история. А как снимаются показания приборов учета?

Каждый месяц мама снимает показания счетчика, передает это, куда положено. И потом приходит квитанция.

Светлана Разворотнева: Она снимает 19 кубометров?

Она сама не считает. Она привыкла доверять тому, что пишут в квитанции. Она открыла квитанцию, увидела, что у нее 19 кубометров и 2950 рублей только за горячую воду. И плюс тысяча рублей за холодную.

Светлана Разворотнева: Возможны два варианта. Первый, счетчики пора менять, они показывают неправильные показания.

Второй вариант, может быть не разделено общедомовое потребление и поквартирное. И из-за того, что у вас на первом этаже находится поликлиника, она каким-то образом не платит за потребленную воду, а ваша управляющая компания по какой-то неведомой причине выставляет плату за индивидуальное потребление и общедомовое одной строкой.

Марина, зайдите на сайт «ЖКХ Контроль» и подайте обращение, прикрепите квитанции, оставьте телефон, мы постараемся разобраться в ситуации.

Мусор с наценкой

Газета «Советская Чувашии» (Чебоксары): Вопрос о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Региональному оператору, занимающемуся ТКО, установлен предельный единый тариф — 442 рублей за кубометр. Многоэтажный жилой дом имеет два контейнера по кубометру. Получается, ежемесячная стоимость этой услуги в среднем 29 тысяч рублей. Но жильцы платят больше — по 45 тысяч в месяц. Это как?

Светлана Разворотнева: Конечно, плата за твердые коммунальные отходы сильно зависит от нормативов накоплений. И не всегда они соответствуют действительности.

Я знаю уже случаи в регионах, когда норму накопления, в том числе для конкретного многоквартирного дома, оспаривали через суд. И это удавалось сделать.

«Волжская коммуна» (Самара): Каково ваше отношение к системе ГИС ЖКХ, насколько она стала рабочим механизмом?

Светлана Разворотнева: Система ГИС ЖКХ вопреки первоначальным предложениям разработчиков не является платежной системой.

Соответственно больше информации по дому можно получить в той компании, которая платежку выставляет, либо в информационно-расчетном центре. Многие регионы такие создают.

В ГИС ЖКХ все-таки скорее техническая и юридическая информация о состоянии домов: кадастровый паспорт, количество этажей, технические характеристики, кто является поставщиком ресурсов и обслуживает дом.

До сих пор не вся информация в этом ГИС ЖКХ есть. Даже та, которую органы власти должны туда поставлять: координаты участков, адреса.

Сейчас систему передают минстрою. Может быть, это улучшит ситуацию. Уже сейчас известно, что объем информации, который будут размещать в системе, уменьшится.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector